Не частым гостем в жанре псевдодокументалистики является комедия, этот факт уже сам по себе вызывает интерес к этому фильму; но в данном случае мы ещё и имеем Тодда Филлипса в качестве продюсера картины, а это обещает фильм о детях (ну хорошо, о подростках) с недетским рейтингом. И если Вас смущает лицезреть на экране то, что американцы именуют totally mayhem, с гектолитрами алкоголя всевозможных видов, голыми старшеклассницами, различными наркотическими средствами в разных пропорциях, strong language, блевотиной и вызывающим поведением семнадцатилетних шалопаев, которое слабо поддаётся рациональному объяснению — в этом случае Вам стоит хорошенько подумать, прежде чем решится на просмотр картины, так как вместо того, чтобы вдоволь посмеяться и по злорадствовать над «горе промоутерами», разум Ваш в процессе просмотра будет занят подсчётом стоимости материального ущерба, нанесённого в процессе фильма, а также вопросом о количестве мозговых клеток в сером веществе некоторых персонажей.
По закону жанра, почти все актёры играют персонажей со своими же именами; в начале мы видим, как Коста и Дакс (находящийся, непосредственно, за камерой) наведываются в гости к Тому, которому в этот день стукнуло семнадцать. Родители именинника уезжают на выходные, и ребята замышляют вечеринку; и здесь я рекомендую внимательно послушать и зафиксировать в памяти все наставления, которые даёт Томасу его отец, чтобы в будущем лучше проникнутся комичностью ситуации. Вообще, стоит отметить, что юмора в фильме достаточно много, однако он весьма своеобразный, очень грубый, и единственный способ получить от него удовольствие — не воспринимать происходящее слишком серьёзно. Обычно, когда мы смотрим комедию, мы знаем, что это всего лишь фильм, поэтому даже грубость и пошлость может восприниматься легко и адекватно. Но в случае с данным фильмом, авторы сделали упор на псевдодокументальную реалистичность происходящего, поэтому грубые шуточки Косты выглядят, зачастую, обескураживающе, так как нет сглаживающих элементов, присущих обычным игровым фильмам, всё выглядит очень реалистично, а от того — по настоящему жёстко. Создатели явно открыли новые грани цинизма в постановке картины. Ты смеёшься, но понимаешь, что это, по большей части, не добрый смех. Сразу бросается в глаза развитие жанра параллельно развитию современной культуры. Всё течёт и меняется; «Проект Х» получился смешным, но очень грубым и циничным; при просмотре меня даже посетила некая ностальгия; захотелось пересмотреть все «Пироги» (первые три, разумеется); снятые на схожую тематику и обладающие аналогичной концепцией юмора, когда-то эти фильмы казались грубыми, но в них была теплота и наивность, которая в «Проекте Х» отсутствует напрочь, благодаря сухой псевдодокументальной постановке. Героям особо не сопереживаешь, просто смеёшься над ними. Я не говорю, что это плохо, просто это совершенно другой подход.
Авторы отпускают все тормоза, и картина получается очень стильной в своём цинизме. Жаль, только, что не все поймут её правильно; во вступительных титрах явно не хватает надписи «Не пытайтесь повторить это самостоятельно». Тем не менее, персонажи извлекают какие-то уроки из ситуации, но, на мой взгляд, это показано слишком поверхностно, хотелось бы, что бы позиция авторов была более явной, чтобы не казалось, что фильм лишь пропагандирует распутство и потакание собственным желаниям. Но всё же при просмотре посещают некоторые серьёзные мысли; думаешь, что же заставляет людей слепо следовать стереотипам, почему эта вечеринка является для них такой ценностью, почему им так важно общественное признание, при чём таким сомнительным способом. Ведь существует масса других вариантов получения удовольствия от жизни. Хотя, в подобном возрасте, наверное, каждый проходит через что-то подобное. «Проект Х» лишь доводит это до гротескных размеров, помимо выполняемой им развлекательной функции, являясь ещё и своеобразным предупреждением о том, во что может выльется ситуация, когда она выходит из под контроля.
В итоге можно сказать, что, несмотря на свою противоречивость, «Проект Х», так же как и недавняя «Хроника» является весьма оригинальным и интересным представителем псевдодокументалистики. Выглядит, действительно, свежо и стильно. Забавно, но очень жёстко. Учитывая эпические масштабы разгула на экране и бескомпромиссный цинизм — фильм явно не для слабонервных.
«I got trouble on my mind,
So much trouble on my mind…»