Книжка о хоббите в моём доме уже очень давно, не припомню, появилась она, когда я уже был или она меня старше. Но, во всяком случае, мне её читали, а затем и я сам прочёл её второй раз. Сказка-фэнтези, продолженная гигантской по своему внутреннему, да и внешнему объёму «Властелин колец», осиленная мной уютными вечерами, примерно за месяц (а это казалось необычайным достижением в чтении с доскональным представлением происходящего и описываемого), идеально дополнила нарисованный мир Средиземья в «Хоббите, или Туда и обратно». Первая книжка о хоббитах Дж. Р. Р. Толкина заметно более детская по слогу, по персонажам и по глубине, но это ничуть не уменьшает внимания к ней, как к своеобразному источнику, первому ключу к Средиземью. Писательский труд англичанина, лингвиста-филолога Толкина, изображённый мир которого считается основополагающим и самым значительным в жанре фэнтези, был невероятно популяризирован и визуально расширен потрясающими экранизациями Питера Джексона. Тандем команды режиссёра и книг с любовью и кропотливостью подошли к созданию «Властелина колец», что способствовало всемирной любви, уважению, многократному пересмотру, как собственно и с моей стороны. Трилогия о Кольце Всевластия очень впечатлила меня и стала единственным, как бы это парадоксально не звучало, реалистичным фэнтези произведением, достойным внимания.
После некоторых трудностей перед стартом нового ожидаемого большого проекта, Питер Джексон всё-таки взял на себя экранизацию «Хоббита», руководствуясь теми же правилами, что были раньше. О приключениях молодого Бильбо Бэггинса режиссёр решил рассказать аналогично, в трёх картинах, что достаточно сложно, имея ввиду не особо объёмный первоисточник. На первый взгляд, это кажется наглой попыткой заработать на проекте хорошие деньги, высосав из пальца действия небольшой книги аж на три фильма. Но с другой стороны, как большому любителю Средиземья, мне и многим другим не прочь посмотреть на яркие и опасные приключения хоббита и гномов в походе к Одинокой горе и битве со Смоугом. После «Нежданного путешествия» становится понятно, что повесть будет дополнена и немного изменена стараниями нескольких сценаристов, ведь по прошествии почти трёх часов, картина рассказала только половину истории, и самое интересное ещё впереди. Не отходя далеко от оригинала, фильм, конечно, допустил присутствие в своём сценарии нескольких персонажей, о которых были только разговоры (Радагаст, Некромант, Азог), допустил несколько полноразмерных «воспоминаний» и обрисовал много сцен более подробно, что иногда шло совершенно не в пользу восприятию картины. Несколько раз посещало чувство затянутости и даже однообразия, но это скорее от того, что мир Средиземья уже знаком, как и некоторые герои, как стиль съёмки режиссёра, поэтому от половины сцен знаешь что ожидать.
Но всё же, вопреки тем закономерным минусам, которые негативно повлияли на психику читателей Толкина и изъянам, которые не могли не появиться со временем, история рассказывает не о Фродо и Мордоре, а о Бильбо и Эреборе. Приключение, заставшее врасплох самого домашнего хоббита, познакомит его с волшебником Гендальфом, тринадцатью гномами, поразит видами Ривенделла, подарит роковое колечко и отправит к Одинокой горе. Бильбо, не без влияния Гендальфа, решает помочь королю гномов Торину и его помощникам дойти до Эребора и, уничтожив дракона, вернуть подземное королевство вместе с золотом. Одна треть всей истории поставлена и рассказана очень красиво и порой совершенно захватывающе, ведь масштабные и батальные сцены на поприще Средиземья, отменно снятые на территории Новой Зеландии, удаются команде Питера Джексона на сто процентов. Поработав с главными героями, создатели не скупились на характер для каждого, правда, всё равно Оин, Глоин, Дори, Нори, Кили, Фили путаются в глазах, а Бомбур, Балин и Торин заметно выделяются среди всех. Линии с персонажами, которых по идее не должно было быть, являются чуть ли не самыми яркими и интересными, взять того же Радагаста Бурого и его «новогодние» сани с забавными кроликами, загадочного и страшно эффектного Некроманта, единственное появление которого по своему впечатлило. Тронула сцена с одним из самых сложных и противоречивых персонажей мира Средиземья — Голлума, поскольку она создана с такой ностальгией и следованию первоисточнику, что по окончании которой, жалостливые и воспалённые одержимостью глаза бывшего хоббита Смеагола, вызывают чувства.
Главной линией, сквозь многочисленные переплетения историй персонажей, является путь Бильбо, его выбор, ответственность и борьба. Преображение простого, на первый взгляд, хоббита в защитника и верного друга, рассказанное в невероятном старании специалистов по визуальным эффектам, гримёров, художников и декораторов, проделавшим большой труд, который, как и в Трилогии, заслуживает уважения и восхищения. Пускай размах действий не достиг знакомых масштабов, но начало пути положено правильно, а актёры вместе с тем, чувствовали себя в своей тарелке, что помогло правильному восприятию их игры. Мартин Фриман знаком только понаслышке и в этой картине он видится мной впервые. Бильбо из него получился отличный, актёр сумел передать жестикуляцию, мимику и общие привычки хоббита. Энди Серкис снова в датчиках как молодой ещё Голлум, он тронул, и в таком специфичном виде работы Серкису нет равных. Иэн МакКеллен, бессменный, старый добрый Гендальф, продолжает (или вернее начинает) становиться важной фигурой в Средиземье. Ричард Армитэдж, сыгравший главного гнома Торина, был в меру мрачен и брутален, насколько это возможно гному. С королём Гондора пока не сравнится, но его Торину ещё многое предстоит. Выделю Кирана Шаха, поскольку его гоблин-писец на несколько секунд вводит в состояние маленькой истерики. Говард Шор, один из лучших композиторов, и его тема, оркестром связанная с песней гномов красива, но не особо ярка, хотя есть ещё возможность развернуть полотно на полную, как он делал когда-то.
«Хоббит: Нежданное путешествие» — замечательное, красочное и очень знакомое Средиземье, ещё не осквернённое Войной Кольца. Сказка, преобразившаяся в мощное громкое фэнтези, во многом повторяющее фильмы-предшественники и тем самым немного разочаровывающее, но приятно оставляющее светлую надежду на то, что продолжения будут ещё лучше, хотя режиссёр уже прыгнул выше своей головы, что уже невероятно. Во всяком случае, «Нежданное путешествие» и его продолжения, встанут рядом с одной из моих любимых трилогий, так как за работой профессионалы с энтузиазмом и любовью. Кстати, вчера у Толкина был День Рождения.