Как показала практика, у французов довольно сложные отношения с жанром комедии.
Не то чтобы она им не даётся или же получалась бы плоха — нет-нет, бога ради, вспомните хотя бы комедии Тати и Луи де Фюнеса. Уже эти два явления чётко показывают, что снимать комедии французы умеют абсолютно точно.
Другое дело, что они — комедии — получаются очень неровными в своём качестве, и на каждый хороший фильм приходится примерно три-четыре плохих; возможно, со своим очарованием, определенным обаянием, но — плохих. Их нет смысла перечислять, а лучше посмотреть на фильмографию последних лет — там таких две трети.
Фильм «Шеф» относится ни к первой, ни ко второй группе. Это довольно яркий представитель третьей группы — комедии неопределенные; то есть, вроде как, они и забавные (не смешные, нет — забавные), вроде как и состав у них неплохой, и юмор держится на достойном уровне, не скатываясь в туалет, а всё равно никакого впечатления о себе комедия не оставляет.
В основном это из-за того, «Шеф» очень вторичен — как по своей идее, так и по исполнению. Будем честны, на тему кулинарии многого не снимешь — и нет, я не имею в виду фильмы про поглощение пищи вообще. С этим-то как раз можно и поиграться: нестандартно обыграть грех чревоугодия, показать взаимосвязь пищи и человеческой жизни, пропеть оду гурманству или, напротив, аскетичности в выборе еды… Вариантов много, и вот эти — самые очевидные. Но, если снимать фильм именно про процесс приготовления пищи… тут, конечно, можно придумать что-то нестандартное, и даже неплохо это обыграть, но всё равно выбор тем куда меньше, чем даже в фильмах про самолеты и авиаторов.
С одной стороны, в этом и заключается достоинство «Шефа»: он не претендует на откровения в жанре кулинарной комедии, он просто рассказывает историю, давая режиссёру возможность поностальгировать по временам комедий Луи де Фюнеса (и конкретнее «Крылышка или ножки»). Проблема в том, что «Шеф» при этом не очень-то пытается зрителя насмешить, и не заинтересован в эстетизации кулинарного процесса; да, герои что-то там готовят, но это не выглядит так, будто это самое важное в их жизни — это всего лишь обстоятельство, и не более того. Соответственно, возникает вопрос, зачем вообще снимать фильм про еду, не восторгаясь при этом… ну, едой.
При этом, что ещё печально, в фильме отсутствует тот самый пресловутый французский дух, заставляющий мирить зрителя с недостатками картины: да, он очень изящный, да, юмор вежливый и аккуратный… но при этом нет легкости, свойственной французским фильмам, нет той воздушной очаровательной легкомысленности, которая есть даже в боевиках этой страны — то есть, мультфильм «Рататуй» более французский по своему духу, нежели «Шеф», и это не здорово. Хотя бы потому, что «Рататуй» снимали американцы.
Но в остальном — фильм забавен и очарователен. Да, достаточно вторичен, да, не слишком ярок и выразителен, да, не может похвастаться бесподобным юмором или буффонадой — но это такая добротно снятая кинокартина с приятными актёрами и ненавязчивой историей. Отличный выбор для того, чтобы просто расслабиться перед телеящиком и повздыхать на интеллектуальное лицо Жана Рено — если Вы, конечно, женщина.