Фильмы про Джеймса Бонда всегда обладали особенным стилем. Шик, роковые женщины, экзотические страны, подлые коммунисты и агенты КГБ, мегазлодеи с планами мирового господства, гаджеты, погони, приключения, романтика и неуязвимый агент 007 у которого вечно припасена меткая шуточка, заряженный Walther PPK, девайс от Кью.
Однако время диктует свои условия. В наше время, зрители уже устали от непобедимых героев, которые всегда спасут мир, всегда уничтожат злодея. Все больше популярными стали фильмы, в которых героев показывают как обыкновенных людей, которые уязвимы и с личными драмами. Во многом это случилось благодаря Кристоферу Нолану и его обновленному Бетмену. Ну а успех фильмов про Джейсона Борна только поспособствовал решению продюсеров перезапустить Джеймса Бонда. Результатом стал фильм Казино Рояль, в котором актер Дэниэл Крэйг впервые примерял на себя образ Бонда. А Бонд впервые принял образ простого человека. Бонда лишили лоска, гаджетов и Кью, Манипени, неуязвимости и комиксовости. Зато одарили человечностью, он такой же человек, как и остальные его можно убить, ранить. Добавили щепотку личной драма, человеческой драмы. А работа шпиона это грязное, неблагодарное дело. Кульминацией очеловечивания наверно стала сцена, где Бонда хотели кастрировать. А сам фильм стал именно шпионским фильмом-триллером, а не шпионским фильмом-комиксом, которым он был, когда Бонда играл Пирс Бронсан. Отзывы были самыми противоречивыми — нечто среднее между категоричным «Это не Бонд, верните старого Бонда» и одобрительных «Так и должно быть, надоела фантастика прежних Бондов». Но цель была достигнута, Бонда подогнали под современные реалии. Дальше последовал фильм «Квант милосердия», который, к сожалению, растерял наработки предыдущего фильма и стал больше похож на боевик про крутого парня. И вот пришел Сэм Мендес, режиссер которому больше применим термин кинохудожник, он снимает редко, но всегда попадает в цель.
Перед режиссером стояла сложная задача, угодить и поклонникам старой Бондианы и тем, кто предпочитает новую. И ето удалось. Скайфолл это чертовски красивый, динамичный фильм про легендарного агента 007. Экшен начинается с самых первых кадров. Динамика фильма берет за жабры в начале и долго не отпускает после титров. Но в тоже время в фильме есть и драматическая сторона. Скайфолл это один из тех, блокбастеров в которых зрелищность и драматизм идут синхронной походной без забегов наперед. То, что начал Мартин Кэммбел в «Казино Роял», Мендес гармонично развил и элегантно продолжил и логично поставил точку. Драма Бонда, в том, что он просто стал лишним. В век компьютерных технологий и компьютерного шпионажа такие агенты как Джеймс Бонд стали ходящим архаизмом, устаревшим морально и физически. Это как поставить в один ряд древние счёты и современные ЭВМ. Но с другой стороны, иногда старые методы надежнее новых. Ведь иногда нужно пострелять, как выразился Кью. Упомянутые мною вычислительные счёты могут работать и без электричества, а попробуйте работать на обесточенном компьютере. Благодаря такому сочетанию экшена и драмы, сюжет цепляет зрителя как скалолазная кошка, невзирая на откровенную простоту сюжета. За Бондом окончательно закреплен образ человека, которому ничто не человеческое не чуждо. Депрессии, кризис среднего возраста, проваленные задания, смерть. Но и сохранил некоторые элементы старого Бонда, юмор, пренебрежение к начальству, преданность стране и короне, он не превратился в закоренелого ублюдка, что слепо выполняет приказы. Наверно это самый идеальный состав коктейля под названием «современный Джеймс Бонд».
Как я уже говорил, режиссер пытался угодить не только любителям современного образа агента 007. Во первых вернули Кью и Манипенни (Аллилуйя), правда не совсем удачно, классическую заставку, музыкальную тему Джон Барри, что стала классической для всех фильмов про Бонда («Тема Джеймса Бонда»), фразу «Бонд. Джеймс Бонд» и другие отсылки к классической бондиане. Нельзя забыть и про саундтрек, песня в исполнении певицы Adele, по музыке композитора Пола Эпворта. Это действительно чисто бондовская музыка, намного лучше, чем невыразительный саундтрек их Кванта милосердия. Все это создает отличное блюдо, которое будет по вкусу, как и любителям классических фильмов, так и обновленного агента 007.
Говоря про фильм, нельзя забыть и про актеров. В первую очередь нужно выделить Хавьера Бардема. Силва наверно один из самых впечатлительных и запоминающихся злодеем года, и самый неоднозначных злодей за всю историю фильмов про Джеймса Бонда. Собразом Силвы создатели шагнули еще дальше, это непредсказуемый социопат и безумец без твердых мотивов и намеров, он больше похож на Джокера из Темного рыцаря. Нужно отдать должное Бардему, ибо перфоманс он выдал просто превосходный, мимика, жесты, интонация, манеры, от одного безумного взгляда Силвы бросает в дрожь. Мимовольно думаешь, что в этот раз Бонду пришлось столкнуться с самим воплощением хаоса. С таким злодеем Бонд еще не встречался, и врядли встретиться. Другие персонажи, тоже проработаны тщательно, все они люди со своими проблемами. Им хочется сопереживать. Для боевика это большое достижение.
Но без недостатков не обошлось. Эти два недостатка это Манипени и Кью. Нет, я рад, что их вернули, но мне не понравился их новый образ. Во первых Манипени. Забудьте про образы созданные актрисами Лоис Макссвел и Самантой Бонд. Там была особая химия отношений, вечно, безнадежно и влюблена в Бонда Манипени и Бонд, который никогда не ответит взаимностью, но не упустить подколоть шуточками вроде «Лесть тебе не поможет, но попытка — не пытка». Она хоть и была второплановым персонажем, но каждое ее появление было ярким и запоминающемся. Чего не скажешь про Манипени в этом фильме, достаточно безликий сайдик главного героя. Второй недостаток это Кью. Извините, но 20-летний, тощий хакер-техник это не Кью. Ладно, я еще могу простить бедную экипировку (есть надежда, что в следующем фильме она будет богаче), но молодой Кью не выдерживает никакой критики. В старых фильмах, между этими персонажами была очень сильная и ядерная химия отношений. Престарелый, ворчливый, умудренный опытом Кью не только оснащал Бонда новыми гаджетами, но и был одним из немногих, кто критиковал Бонда и приструнивал его. Десмонд Ллевелин, создал запоминающийся образ, яркий, харизматичный обладающей долей сарказма. Нет, не спорю, Бен Уишоу сыграл хорошо, но как Кью я его не принял. И когда тот говорит про то чтобы Бонд вернул оборудование в целости, это выглядит натянуто, ну не поверю я что такой брутальный тип как Бонд будет внимать нотациям этого студента по поводу загубленного гаджета. Он скорее пристукнет его.
Но даже, невзирая на недостатки, это прекрасный фильм. Стильный, драматичный, драйвовый. Мендес сумел, снять один из лучших фильмов киносериала, теперь вопрос в том, сможет ли он не ударить в грязь, лицом снимая следующий фильм. Лично я думаю, что он сможет удержать планку.