Пять лет прошло со времён окончательного и бесповоротного, как тогда казалось, ультиматума героя Мэтта Дэймона, поставившего жирную точку в его истории. И как бы велико не было желание увидеть полюбившегося героя на экране ещё раз — здравый смысл, всё же, подсказывал, что чувством меры пренебрегать не стоит; и любые попытки попытаться продлить историю после такого блистательного и логичного завершения лишь разрушат то ощущение реалистичности, за которое, не в последнюю очередь, многие полюбили франшизу. Видимо, и сам актёр это понимал; хотя, по официальной версии, его отказ от участия в новом фильме серии был обусловлен сменой режиссёра. Поэтому решение снять фильм о новом герое, но используя уже существующую сюжетную базу казалось вполне логичным.
Наследие, которое с лёгкой руки наших локализаторов обернулось более глобальной эволюцией, рассказывает о том, как инцидент с Борном повлиял на другие секретные программы, в частности, на проект, в котором фигурировало имя главного героя фильма, Аарона Кросса (Джереми Реннер). События, по большей части разворачиваются параллельно событиям «Ультиматума Борна», тут и там упоминается, что «Борн-то, да Борн-сё» — только вот выглядит это переплетение двух историй уж больно «высосанным из пальца». Поначалу ещё есть надежда на какую-то интригу, но чем дальше развивается сюжет — тем более сценарий показывает свою неспособность вести себя столь элегантно и осмысленно, сколь мы имели возможность наблюдать в любом из фильмов трилогии, и периодически подсовывает зрителю одну сюжетную глупость за другой. Подобный расклад говорит о прямой эксплуатации истории о Борне, когда создатели используют её лишь для того, чтобы фильм выглядел знакомо, но при этом сами дополнить её какими-то значительными элементами не в состоянии. Я имею ввиду то, что, непосредственно, линия Кросса никак не влияет на Борна, и, фактически, нисколько не проясняет какие-то моменты его истории, хотя от фильма ожидаешь как раз обратного. Поэтому выглядит она здесь «притянутой за уши». Фильм ни в коей степени не «расширяет вселенную Борна», как обещали создатели, а лишь использует это узнаваемое имя для того чтобы как-то привязать к нему свои события. И если в тех фильмах сюжет практически нельзя было упрекнуть в не изобретательности и надуманности (из-за чего фильмы и выглядели очень достоверно и неглупо) — здесь ситуация обратная, авторы все силы прилагают, чтобы фильм выглядел «Борновским» по форме; по манере подачи материала и по стилю съёмки, по монтажу сцен; но вот сложность, логика и динамика сюжета здесь сильно хромают. Но в противовес идёт знакомая картинка, где высокопоставленные агенты в белых рубашках руководят операцией в пучине мониторов и навороченного высокотехнологичного оборудования, способного подключится к любой камере и любому спутнику на планете. Плюс, создатели пытаются выставить свой простой, в общем-то, сюжет какой-то невероятно сложной конструкцией, ввиду чего монтаж в первой части фильма мешает сцены в такой манере, что втянуться в суть происходящего довольно тяжело. Но в итоге всё оказывается гораздо проще, чем могло бы быть, и после просмотра становится очевидна ненужность многих эпизодов и диалогов, так же как и не до конца продуманная мотивация персонажей в определённых сюжетных моментах.
К фильму было бы гораздо меньше претензий, если бы создатели хотя бы убрали из названия слово Борн. Кино неплохое само по себе, но если рассматривать его как четвёртую часть франшизы — на нём можно и камня на камне не оставить, так как фильм значительно уступает любой её части абсолютно во всём, что кажется удивительным, учитывая, сколько уже лет прошло после релиза последнего фильма, и принимая во внимание факт наличия сценариста трилогии Тони Гилроя у руля проекта. При слабом и не столь изобретательном сюжете остаётся надежда на впечатляющий экшн — но и здесь фильмы с Дэймоном отправляют «Эволюцию» в безоговорочный нокаут. Как Борн уходил от преследования пешком, маневрируя в условиях городского ландшафта таким образом, что это напоминало игру в шахматы; как он использовал подручные предметы в рукопашных схватках — всё это было великолепно снято и, главное, держало зрителя в колоссальном напряжении. Здесь же нам представляют пару перестрелок да погоню на мотоцикле — зрелищных сцен намного меньше, длятся они короче, поставлены они не столь искусно. Можно, конечно, отметить схватку с волком и достаточно напряжённую сцену стрельбы в лаборатории Марты Ширинг (Рейчел Вайс) — весьма зрелищно и небанально. Но мало. Слишком много диалогов, и многие из них весьма удачны; как, например, сцены Реннера с Оскаром Айзеком, и эмоциональные истерики Вайс — но фильм, зачастую, теряет необходимое напряжение. Говоря об актёрских работах не могу не отметить Эдварда Нортона — очень хорош, несмотря на шаблонный образ.
«The Bourne Legacy» не выглядит плохим — он, просто-напросто, выглядит абсолютно ненужным в контексте франшизы. Нисколько не дотягивая до уровня трилогии, картина никак не помогает более детальному раскрытию её истории, но при этом в завершении бросает серьёзную тень на блистательный финал «Ультиматума», который трогать никак не следовало. А что касается истории Кросса — знакомые аккорды узнаваемой песни в финале вызывают мимолётную ностальгию, но выглядят совершенно не к месту в этом фильме.