Свершилось! Спустя долгие годы, потраченные на бесконечные разбирательства с правами, судебные тяжбы и прочие отвлекающие факторы вроде банкротства киностудии и двойной замены режиссера, «Хоббит» все-таки добрался до киноэкранов. Пока что только частично, поскольку Питер Джексон опять снял трилогию. Достаточно спорное решение, если учесть, что «Хоббит» по объему в несколько раз меньше «Властелина колец». Однако стоит только вспомнить, сколько материала пришлось вырезать Питеру при съемках основной трилогии, как мотивы подобного решения становятся ясны. Можно не сомневаться, что уж в этот раз Джексон ничего не вырежет. Более того, хронометраж позволил даже добавить ряд сцен, отсутствующих в первоисточнике.
Логику действий режиссера можно понять и в этом случае. Несмотря на то, что «Хоббит», по сути, является предысторией «Властелина колец», непосредственное влияние на трилогию, пожалуй, оказала только сцена с загадками во тьме, а новое возвышение Саурона и вовсе происходит где-то за кадром и описывается лишь в приложениях к «Возвращению короля». Джексон же решил сделать историю Некроманта одной из сюжетных линий экранизации и уделить ей немалую часть хронометража во втором и третьем фильмах.
Питер явно старается максимально плотнее увязать сюжет нового фильма с событиями «Властелина колец», поэтому сознательно меняет характеры некоторых персонажей и увеличивая драматизм масштаб происходящего, при этом оставляя неизменными ключевые моменты повествования. Таким образом, «Хоббит» из детской сказки превратился в мрачное эпическое приключение, куда более близкое по духу и стилистике к трилогии, чем оригинальный текст. Еще одной причиной, побудившей Джексона пойти на подобные изменения, явно стало стремление максимально упростить историю Средиземья для зрителей, знакомых с творчеством Профессора исключительно по экранизации «Властелина колец».
Большая часть допущенных Джексоном изменений на экране смотрится абсолютно естественно и не выбивается из канвы повествования. Единственным исключением стала сюжетная линия Радагаста Бурого, которая мало того что плохо связана с походом к Одинокой горе, так еще и Радагаст как персонаж получился, мягко говоря, противоречивым и неубедительным, хотя к сыгравшему его актеру претензий никаких нет. Слабо верится, что могущественный маг мог опуститься до такого уровня, какой бы отшельнический образ жизни он ни вел и сколько бы грибов не потреблял.
В остальном же режиссер старается четко следовать если не букве, то духу оригинала, а некоторые сцены и вовсе переносит практически дословно, например, встречу Гэндальфа и Бильбо. В других же случаях Джексон позволяет себе определенные вольности, например, введя в сюжет персонального врага Торина, бледнокожего орка по имени Азог Осквернитель, который, по канону, сыграл в ящик задолго до описываемых событий, или же превратив спутников Торина в куда более удачливых воинов, чем они были по тексту.
После того, как Джексон решил разделить «Хоббита» на три части, возникли сомнения, что ему удастся сохранить высокие темпы повествования на протяжении всех фильмов, и первые сцены «Нежданного путешествия» только укрепили подобные опасения. Однако затем Питер исправился. Стоило только героям переступить границы Шира, где все, как известно, делается медленно и не спеша, как события начинают разворачиваться с головокружительной скоростью, прерываясь только на короткую передышку в Ривендейле. Два с половиной часа пролетают за один миг и ставят зрителя перед сложным выбором — либо бежать в кассу за билетом на повторный сеанс, либо прямо сейчас залегать в спячку до премьеры «Пустоши Смога».
Самая же сильная сторона фильма заключается даже не в авторском видении Джексона или удачных спецэффектах, а в потрясающей игре актеров. Великолепный Мартин Фримен наглядно показывает, почему режиссер и слышать не хотел о других кандидатах на роль Бильбо Бэггинса, а Энди Серкис в очередной раз заслуживает Оскара своим исполнением Голлума, вроде бы отрицательного персонажа, к которому нельзя не проникнуться симпатией. Хорошо смотрится и Ричард Эрмитэдж, ведь Торин создает образ идеального героя и лидера, каким во «Властелине колец» был Арагорн. Гэндальф в исполнении Иэна МакКеллена жжет практически каждой своей репликой и создает ощущение, что в тайне от всех гномов в их отряде поселился тролль, если вы понимаете, о чем я.
Джексон умудрился засунуть в повествование даже тех персонажей, которых изначально не было в «Хоббите». Фродо, Галадриэль, Саруман и пожилой Бильбо с явным удовольствием возвращаются к своим ролям, мелькнув на экране в паре-тройке камео.
Если говорить о визуальной части картины, то на обычных экранах все выглядит просто бесподобно. В принципе, другого результата сложно было ожидать, ведь в съемочной группе собрались практически те же самые люди, что делали и «Властелин колец», а подобный опыт не мог не сказаться на работе над «Хоббитом». Пожалуй, лишь в ряде сцен в подземелье гоблинов камера так трясется, что изображение теряет всякую четкость, да и облик Радагаста намекает на свое неестественное происхождение, но Бурому в экранизации вообще не повезло.
Тем не менее, именно к технической части фильма возникли претензии со стороны тех, кто смотрел «Хоббит: Нежданное путешествие» в формате 3D HFR. Зрители отмечали, что при такой скорости изображение становится слишком грязным, отчетливо виднеются границы между нарисованными и настоящими декорациями, накладками и актерами и так далее. По счастью, в нашей стране количество кинотеатров, показывающих данную версию фильма, крайне ограничено.
Итого: Питер Джексон — просто негодяй! Ну как у него получается снимать трехчасовые фильмы, которые смотрятся на одном дыхании и требуют немедленной добавки? Возможно, его экранизация «Хоббита» и не следует дословно за текстом первоисточника, а сам режиссер допускает некоторые вольности, но кому, как не ему, это можно тут же простить? Адаптация текста Профессора получилась близкой к идеальной, а с учетом всего того опыта, что Питер получил во время и после съемок «Властелина колец», «Хоббит» и вовсе смотрится лучше основной трилогии.